
Волна популярности киберпанка в самом начале 90-х затронула практически все культурные аспекты. Не стала исключением и манга, традиционный японский комикс.
«Ghost in the Shell» - адаптация легендарной манги Масамунэ Широ, переложенная в аниме формат режиссером Мамору Осии. Имеет место крайне редкий случай, когда экранизация превосходит первоисточник, более того, выглядит куда взрослее и серьезней.
Если кто не знал, Мотоко Кусанаги - киборг, наделенный искусственным разумом (призраком) и созданный для выполнения секретных миссий, связанных с информационной безопасностью. На дворе 2029 год, люди активно используют высокотехнологичные импланты, становясь похожими на одухотворенных роботов. На первый взгляд перед зрителем самый обычный киберпанк-боевик, с обилием перестрелок и погонь. Но не все так просто, как кажется. «Призрак в доспехах» продолжает развивать идеи, заложенные Ридли Скоттом в культовую фантастическую ленту - «Бегущий по лезвию». Может ли искусственно созданный разум осознавать свое существование? Мотоко терзает вопрос природы её разума, его аутентичной уникальности. Любое самосознание формируется памятью, если у человека есть воспоминания, то есть и прошлое. Однако, столкнувшись с человеком, в чью голову были искусственно закачены воспоминания, майор Кусанаги начинает сомневаться и в своей собственной памяти.
Я - живое мыслящее существо, рожденное в океане информации. (с)
Так говорил Зарату, эээ... Кукольник - программа, появившаяся на свет в секретной лаборатории, но самостоятельно осознавшая свое существование. Кукольник олицетворяет собой совершенный разум, способный решать даже самые сложные задачи. Но насколько он сам уверен в своем прошлом? Не является ли его призрак отформатированным разумом погибшего человека? Фильм порождает массу вопросов, ответы на которые каждый из героев пытается найти, копаясь в собственной «голове». Кукольник видит в Мотоко родственную душу, так же терзаемую сомнениями о своем предназначении. Кусанаги же, в своею очередь, проникается симпатией к Кукольнику, раскрывшему ей глаза на самосознание искусственно созданного существа. Решительно настроенный киборг грезит порождением еще более идеального сознания, уподобляясь людям, создававшим его самого, мечтавшим о совершенстве.
- Ты говоришь об изменении моей личности, но где гарантии, что я останусь собой?
- Гарантий нет, да и зачем они: все в этом мире меняется; желая остаться такой же, ты лишь ограничиваешь себя. (с)
Этот фильм революционен с точки зрения анимации. Сама картинка максимально реалистична, насколько того позволяют приемы классической мультипликации. Использованы эффекты замедленной съемки и имитирования операторской камеры. Антураж классических киберпанк-фильмов, с некоторой долей нуара, выдержан на все сто. Отсутствие типичных для аниме кривляний и юмора делает фильм более взрослым, позволяя сконцентрироваться непосредственно на сюжете. Ленту холодно приняли в родной Японии, но западный зритель моментально причислил её к классике киберпанка.
Вывод: Один из лучших анимированных фильмов мира. Применять к нему термин «аниме» язык не поворачивается, настолько «Призрак в доспехах» отличается от привычных японских мультфильмов. А потому, его стоит посмотреть даже ярым ненавистникам японской анимации и манги, особенно если эти люди без ума от «Матрицы»...