Внешний вид храма

Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большей частью храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Устройство храма

Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?

Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма - это алтарь, в центре которого находится престол — самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви - Евхаристия (благодарение) - пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом. По словам священника Павла Флоренского, иконостас - это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.

Возвышение, которое идет от иконостаса внутрь храма, к молящимся, называется солеёй (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи - полукруглый выступ - амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении.

Сколько на храме куполов

Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы - три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь - семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Место для кающихся

Храм может состоять всего из двух частей - алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть - притвор. Притвор - место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления, само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным Древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.