Как-то так получается, что последние посты идут исключительно про кино. Ну, не знаю, но так выходит. Вот развернутая рецензия на новый фильм Михалкова "Солнечный удар".
Много букву поручика есть поршень, у дамы есть турбина
По отзывам зрителей новый фильм «бесогона» всея Руси получился неплох. Но это невозможно, поскольку режиссёр фильма — тот самый Михалков. С таким настроем я приступил к просмотру фильма, и надо сказать не разочаровался.
В начале фильма зритель видит толпу белогвардейцев за проволочным забором и большевиков, которые их охраняют. В голове всплывают ассоциации — «белогвардейцы-большевики-баржа-затопление». На второй минуте фильма становится ясно, чем эта трёхчасовая эпопея закончится. Михалков ненавидит советскую власть, поэтому не может пройти мимо одного из мифов о красном терроре, а именно мифа о массовых казнях врагов советской власти путём погрузки их на баржи и последующего утопления. Кстати говоря, миф этот многократно опровергнут, сама идея затопления баржи с технической точки зрения невыполнима, — но кого это интересует?
Лично для меня апофеозом ненависти Михалкова к русским людям стала сцена из фильма «Утомлённые солнцем 2. Цитадель», где совершенно неуместно и дико советские солдаты посреди поля, изрытого воронками от снарядов, залитого кровью их же сотоварищей, как будто в пьяном угаре играют на гармошке, отплясывают и тут же не стесняясь ссут с борта грузовика. «Ссать и родить нельзя погодить». Однако после провала трилогии «УС» Михалков не может позволить себе прежнюю откровенность.
В «Солнечном ударе» русские люди представлены в основном в роли обслуживающего персонала: извозчики возят, полотёры моют, официанты обслуживают. Но вот мы видим, как русская баба прикладывает ухо к замочной скважине гостиничного номера, чтобы подслушать, как благородные господа будут заниматься сексом. Она же крадёт оставленную в номере шаль и нагло повязывает её на свою голову. (Ну куда этой бабище прекрасная шаль? ведь и одеть-то некуда!). Вот официант, пользуясь правом сильного, не выдаёт сдачу с очень приличной суммы. А вот матрос семенит за главным героем, который желает сойти на берег, с причитаниями: «куда же вы, барин? ведь утоните же». Главному герою даже приходится одёргивать тупого мужика: «смирно!, кругом!», и дурак-матрос, выпучив глаза, выполняет команду. А вот самые первые кадры фильма, на булыжной мостовой алеет ещё не высохшая человеческая кровь, а рядом проносится грузовик, в кузове которого горланят песни тупые и бесчувственные матросы.
Вообще, в фильме положительными героями становятся только представители благородного сословия.
Совершенно неожиданно наш «бесогон» выступил с церковной критикой. На теплоходе едет священник, роль которого даже на фоне остальных псевдо-комичных персонажей выписана с такой злобой, что диву даёшься. Невероятно жирный, уродливый, священник во время показа фокусов падает в обморок без всякой причины. В фильме появляется другой священник, который требует заплатить 10 рублей за освящение крестика, в то время как «корова стоит 40 рублей». Этот сценарный ход не имеет никакого отношения к основной линии повествования, он не сцеплен ни с какими иными сюжетными ходами, в первоисточнике также нет ничего подобного. Так зачем он понадобился? Почему главный герой ни один, и даже не два раза повторяет, что негодяй должен освящать крестик совершенно бесплатно?.. . потому что бесноватому режиссёру так захотелось.
О большевиках. Юная еврейка, абсолютно не похожая на свой кровавый прототип Розалию Землячку, совершает ужасающие преступления как кажется только из-за излишней революционной романтичности. При ней находится олигофрен, также не похожий на свой протитип Бела Куна, уродливый и жирный, постоянно мычащий что-то нечленораздельное, до боли напоминающий командиров красной армии из «УС». Комендант лагеря, который неожиданно вышел очень человечным, единственный персонаж, который с самого начала понравился и зацепил. Но не будет же Михалков очеловечивать большевиков, кроме разве что садисток-евреек, на него это не похоже. Секрет раскрывается в конце фильма. Это простой кинематографический приём, где образ отрицательного персонажа будет тем хуже, чем большую симпатию он вызовет в зрителях.
Положительные герои, аристократы (как и сам Михалков) по праву рождения. Михалков старался сделать их умными, смелыми, благородными. Но не получилось. Получились слабаки. Молоденький юнкер рыдает возле фотоаппарата, накрывшись чёрной тканью, потому что не получилось сделать фотку. Поручик, получив завёрнутую в газетку посылку, от переизбытка чувств начинает заикаться и дрожать, даже ещё не развернув подарок. И это военнопленные, прошедшие гражданскую войну? Им же приходилось сидеть в окопах, стрелять и даже убивать. Время от времени белогвардейцы задают вопросы типа: «как это могло случится?», «как мы потеряли Россию?», звучит сакральное: «надо валить из этой страны!». Но все эти вопросы повисают в воздухе — фильм ответов не даёт.
На экране две отдельно взятые истории сменяют друг друга, печальное настоящее сменяется счастливыми воспоминаниями о прошлом. Вот молодой, полный жизни поручик видит на палубе парохода прекрасную незнакомку. И последующие два часа экранного времени офицер будет гонятся за ней так как, чтобы не сказать грубо, собачка мужского пола за собачкой женского пола во время течки. Я честно пыталась представить себе, что страсть поручика имеет платоническую природу. Но не выходит. Вот с тоской и нетерпением поручик скачет за незнакомкой по палубам теплохода, но не может её нагнать, вот он пробирается в номер своей любимой и сладострастно обнюхивает её вещи, вот он рискуя сломать шею прыгает на берег, перепутав любимую с другой женщиной на пристани. Главный герой пару раз даже принимался выть от тоски. Ровно так как стала бы выть собачка мужского пола, так и не заполучившая собачку женского пола. На фоне этого смешно выглядят флэшбэки из «печального» настоящего, в котором поручика не раздирают похотливые желания.
Вот наконец долгожданная встреча влюблённых, и каковы первые слова офицера, обращённые к незнакомке? «Сойдёмте!» — что в переводе на современный значит «пойдём, потрахаемся». Это похоть, Михалков просто другого варианта зрителю не оставляет. Кстати, в рассказе Бунина дама, прежде чем «сойти», была пьяна и уже несколько часов знакома с поручиком, что выглядит куда реалистичнее. Небезынтересно обыгрывается постельная сцена, где в определённый момент зрителю показывают работающий двигатель теплохода. Ну понято, у поручика есть поршень, у дамы есть турбина…
Истории, показанные в фильме, абсолютно не состыкуются между собой. История о «счастливом прошлом» заполнена гэгами и водевильными шутками. Если главные персонажи более-менее серьёзны, то часть второстепенных отыгрывает чисто комедийные роли. В то же время история о «мрачном настоящем» снята серьёзно. С одной стороны фильм становится полуводевилем, с другой — драмой. В итоге зритель загоняется в состояние когнитивного диссонанса.
Подводя итоги. Михалков снова снял антирусскую агитку, прикрыв всё это кинематографическими красивостями и шуточками. Зрителям стоит внимательнее присмотреться к сюжету фильма, где перемешались похотливый адюльтер, белогвардейский декаданс и очередная фальсификация истории.